У лекарственных трав – свои тайны

0
8

На протяжении веков в Украине складывались традиции, связанные со сбором лекарственных трав, способами изготовления лекарств. Об этом – сегодя наш разговор с заведующим кафедрой фитотерапии с курсом фармакогнозии Медицинского института Украинской ассоциации народной медицины, профессором, доктором медицинских наук Татьяной Гарник.

Существует древняя дохристианская традиция восточных славян приурочивать сбор лекарственного зелья ко дню Ивана Купала (7 июля по новому стилю). Цветам и травам, собранным в этот день, приписывали особенно целебную силу, наделяли их магическими свойствами.
Тот, кто намеревался собирать купальские травы, прежде всего должен обязательно помыться или попариться в бане и одеть чистое белье. Купальские зелья освящали в церкви, потому что считали, что тогда оно приобретало целебные свойства.
Сбор лекарственных трав приурочивали и к другим праздникам календарного цикла. В отдельных местностях бытовал обычай собирать лекарственное зелье на Семена Зилота (10 мая), который считался покровителем растений и предоставлял им целебной силы. Наклоняясь рвать растение, тихонько припевали: “Святой Авраам это зелье пахал, а Бог садил, а Спас родил, Матерь Божия поливала и нам на помощь это зелье давала”.
Был распространен и обычай приурочивать сбор лекарственного зелья к празднику Маковея (14 августа). Из трав, собранных в этот день, предпочтение отдавали огородным культурам (мак, подсолнечник, морковь, укроп, конопля). Собранные цветы и плоды вязали в клочья, перевивали венками из ржи и пшеницы, втыкали внутрь восковую свечу и несли после обеденного службы в церкви к колодцу, где святили воду и ею кропили собраны травы ( “маковейникы»).
На Западном Подолье заготавливали лекарственные растения и в день Матери Божьей Зильнои (15 августа). Их собирали еще и на Спаса (19 августа), в русальный неделю перед Троицей, чаще всего в пятницу. Целебными свойствами часто наделялись травы, которые стелили на пол в доме перед Троицей и на которых в этот день стояли во время молебна в церкви.
Некоторые растения собирали в строго определенное время. Так, полынь горькая рвали на Успение Богородицы (28 августа), вязали в пучки и освящали в церкви. Их высушивали в день святого Фомы. Под Рождество, на Новый год и на Крещение ими окуривали дома и конюшни. Считалось, что после этого ведьмы и домовые уже никому не могли причинить вреда.
Время дня и место сбора тоже, по народным обычаям, играли большую роль в проявлении действия растений. Общераспространенной была традиция собирать зелье утром “до рассвета”. Зелье на Ивана Купала собирали между утренней и обеденной церковными службами или в первой половине дня. Некоторые травознаи, в частности народный целитель от деда-прадеда Л.О.Павленко, считали лучшее время сбора трав – ночной, когда растение будто самоочищается.
Сон-траву пытались сорвать, пока ее не “окувала кукушка”.
Широко бытовало традиция собирать зелье там, “где не слышно голоса петуха”, то есть вдали от населенных пунктов, в безлюдных местах, далеких лесах, на высокогорных долинах. Такого правила придерживались, когда собирали колокольчики – зелье, которое применяли для лечения женских болезней, поскольку, по мнению сельских повитух, целебной силой наделены те растения, выросшие вдали от пения петуха.
Сегодня, когда наукой доказано влияние солнечного света, температуры, определенного времени дня на обмен веществ у растений, в частности на биосинтез биологически активных компонентов и их распределение в различных частях растений, рациональность народных наблюдений стала очевидной.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here