Настоятель храма: дар Божий, а не культовый идол

0
18

Известное выражение “в здоровом теле здоровый дух” не совпадает с точкой зрения христианства, которое считает первичным мир духовный. А значит – и причины всех болезней, и путь к исцелению религия видит в немощах или силе души. В последнее время даже материалистические теории сходятся в необходимости учета психического состояния пациента в выборе метода лечения. Хотя, бесспорно, психическое состояние – это еще далеко не душа. Сознательно или подсознательно общество вслепую ищет утраченную истину о единстве двух человеческих ипостасей – тела и души. Однако, провозглашая культ здоровья ради достижения здорового духа, человечество теряется в неразгаданной тайне первичности материи и сознания. А вытесняя на второй план духовные ценности заботой об идеальном здоровье и бессмертие, человек не замечает, как теряет обе ценности.
Кому и почему должна служить медицина? Должен врач быть одновременно и пастырем души? Гарантирует прочность телесная высокую нравственность человека? Об этом – наш разговор с Михаилом Викторовичем Суховием, доктором медицинских наук, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери “Пантанасса”.
– С одной стороны, здоровье – это то, чего мы желаем родным людям и ценим больше всего в мире. С другой – человек, кажется, ничем так не пренебрегает, как здоровьем в погоне за земными благами и удовольствием.
– Здоровье – это дар Божий, который дается нам с рождения. Его мы наследуем и от родителей. Так же как и некоторые болезни, о которых еще в Библии сказано, что они до седьмого поколения могут передаваться за грехи прародителей. Именно грех является основной причиной болезней. Об этом впервые сказало христианство. И если вспомнить, исцеления немощных Иисусом Христом происходило по следующей схеме: сначала Иисус Христос говорил: “Прощаются тебе грехи твои”, а уже потом: “Встань, возьми постель твою и иди”. Поэтому первичность духовного в процессе исцеления очевидна. Болезнь кроется в душе, а проявляется в теле. Исповедание грехов, преодоление пагубных страстей, очищение души и исцеляют тело.
Ведь если присмотреться, каждый грех, каждая страсть оставляет свой разрушительный след на нашем теле. Врачи говорят о вреде переедания – оно приводит к многих хронических недугов, и 90% острой хирургической патологии является следствием этого пагубного греха, который именуется чревоугодия.
Еще один смертный грех – пьянство – приводит к страшным последствиям; за него расплачиваются не только сами грешники, но и их дети.
Наркомания – грех, который разрушает человека не только физически, но и уничтожает личность. Кстати, если оглянуться на историю развития человечества, мы не можем не заметить, что ранее преобладали эпидемии болезней, с которыми трудно было справиться, которых не умели лечить, но в большинстве своем касались физического уровня и почти не затрагивали души. Наши современники далеко достигли в мастерстве лечения физических недостатков и не могут справиться с растлением души. Гомосексуализм и наркомания породили СПИД, катастрофически увеличивается количество случаев самоубийства, растет заболеваемость психическими болезнями, распространяется депрессия, неврозы и др.
– Итак, болезни – это наказание?
– Да однозначно нельзя оценивать. Бог не посылает болезней, он их только ослабляет. Если здоровье – дар Божий для тела, то болезнь – милость Божья для души. Через страдания она приближается к Богу, останавливается в падении в пропасть грехов, исправляется, оговаривается от еще большей для себя гибели (каждый случай – следствие Божьего провидения).
Из истории можно привести такой пример. Известный декабрист Рылеев в детстве заболел дифтерией. Ребенок умирал, и иметь молилась перед иконой Богородицы об исцелении ребенка. Обессиленная упала в обморок перед образом. И увидела видение: Матерь Божия пришла к ней и сообщила, что ее ребенок может умереть сейчас и невиновным ангелом окажется в раю. А если выживет – будет бунтарем, поднимет руку на самодержца, сына ждет страшная и позорная смерть на виселице. Мать Рылеева пришла на мгновение растерялась, но материнская любовь взяла верх – она ​​согласилась на все, чтобы ее сын сейчас поправился. И так произошло на удивление всем, кто был рядом, – у мальчика до сих пор шансов на жизнь не было. Предвидения, как известно, сбылось.
Наша гордыня и самоуверенность ослепляют – тогда мы забываем, что не всесильны, что смертные, что должны заботиться о душе. Болезнь быстро ставит нас на место и держит там до тех пор, пока не исцелит душу, пока не исповедуем греха, не покаемся, не примем Причастия. А затем последует и исцеление тела.
Издавна люди сначала шли в церковь, исповедовались, причащались, а уже потом – к врачу – с Божьим благословением.
– Современный режим жизни побуждает к поискам панацеи от всех бед. Он отводит религиозному человеку уголок далеко не в центре. Более того, считает молитвенное состояние и успешность в обществе несовместимыми.
– Религия и в частности православия ни в коем случае не тормозят развитие личности. Ведь главным постулатом первых христиан было правило: «Молись и учись”. Опять же обратимся к истории. Андрей Первозванный, Ярослав Мудрый – выдающиеся фигуры, которые исповедовали православие и служили Богу.
Можно ли назвать “отсталыми” или непризнанными обществом создателей Киево-Печерской лавры, Андреевского и Свято-Михайловского соборов, Кирилловского храма? С принятием христианства в Киевской Руси состоялся настоящий расцвет науки. Той науки, которая идет не в разрез, а в дополнение духовности. И только грех разъединения духовного и материального или признания последнего первичным приводит к войнам, социальных потрясений, разрушения личности и краха государств. Среди людей, которые объединили в себе служение духовному и глубокое изучение прикладных наук, можно назвать и архиепископа Луку (Ф. Войно-Ясенецкого), и известных ученых-медиков Павлова, Филатова, Юдина. Их научные достижения были такими же глубокими, как и вера в Бога.
– К сожалению, это лишь исключения из правила. В основном медики – неисправимые материалисты. Пациентам же, видимо, хотелось бы почувствовать у себя врача души и тела.
– Я считаю, что не следует смешивать такие понятия, как профессиональная пригодность врача и его вероисповедания. Вопрос веры в Бога – дело очень личное. Каждый из нас ответит перед Богом за свои мысли, поступки и веру. А мерилом оценки врача будут его знания и умения. Так же как мерилом его ответственности перед людьми – его совесть (глаз Бог). Клятва Гиппократа, которая была написана в дохристианские времена, несомненно, несет в себе духовное начало. А христианский философ Тертуллиан утверждал, что любая душа по сути своей христианская. В каждом из нас заложен образ Божий, поэтому каждый, кто честно и добросовестно лечит людей, выполняет волю Божью. Среди неверующих людей есть замечательные врачи, выдающиеся личности, достойные примера. И противопоставление верующих и неверующих врачей – ошибка. Все мы, врачи, хорошо осознаем: что-то в наших силах, а все – в руках Божьих. И только Господь – врач души и тела.
– Существует Ассоциация православных врачей. Какова ее цель?
– Она объединяет врачей различных специальностей. Мы встречаемся, слушаем интересные лекции. Хотя я вижу ее будущее в помощи бедным людям, которые не могут получить надлежащей медицинской помощи. Ведь милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей. Поэтому и прихожане нашего храма, который был возведен на территории 9-й городской больницы. Киева, пытаются прежде всего помочь обездоленным людям, которые встречаются среди пациентов нашей больницы. Таких немало. Каждый раз, когда наблюдаем, как доброта и забота возвращают человека к жизни, вспоминаются слова: “Будьте милосердными, как Господь Ваш милосерден”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here